Сведения об образовательной организации

Образование

Программа дополнительного образования "Шахматная азбука"

Уровни образования
Дополнительное образование


Форма обучения
Очная

Язык, на котором осуществляется образовательная деятельность
Русский. 

Нормативный срок обучения
1 года

Срок действия аккредитации
Аккредитация отсутствует

Численность обучающихся по программе дополнительного образования 
50 Детей


Задачи программы:


Обучающие:

- познакомить детей с историей шахмат;

- обучить основам шахматной игры, дать теоретические знания по шахматной игре.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

- воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие;

- воспитание отношение к шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность.


Кол-во месяцев реализации программы
9
Кол-во часов обучения (всего)
78.00
Кол-во часов обучения детей в группе
78.00
Наполняемость группы
12-25

Минимально допустимая квалификация педагога

Профессиональная категория: Первая категория
Уровень образования педагога: Высшее
Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена профессиональная переподготовка по профилю программы

Описание:
Шахматы - старинная, мудрая и прекрасная игра. Их популярность очень велика. Шахматы давно стали одной из составляющих общечеловеческой культуры. Они оказывают многостороннее влияние на человека, помогают формированию лучших черт его характера, развитию умственных способностей и художественных вкусов.

Программа «Шахматная азбука» ориентирована на формирование личностного развития ребенка посредством вовлечения его в интеллектуально-спортивную среду, в частности путем знакомства с шахматным искусством.

Программа предусматривает также знакомство с многовековой историей шахмат, которая содержит интересные факты, и с организацией шахматного движения в нашей стране. Эти сведения нужны дошкольникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шахматной школы.

Актуальность программы заключается в том, что интеллектуальная игра «шахматы» является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Этой игрой увлечены миллионы людей различных возрастов и профессий. Игра в шахматы развивает мышление, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует характер. Игра в шахматы помогает ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал, развивает память и усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные решения.

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля». Программа занятий по шахматам предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шахматиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.


Цель программы: создание интеллектуально-спортивной среды для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребенка.


Планируемые результаты

Дети знают шахматные понятия: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, Знают название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода, взятие каждой фигуры. Умеют ориентироваться на шахматной доске. Умеют играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил. Умеют правильно располагать шахматную доску между партнёрами; правильно располагать фигуры перед игрой. Умеют перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали; решают простые шахматные задачи.

   

 Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста для детей 6-8 лет группы

В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 6—8 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением.   Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением.

Ребенок на пороге школы (6-8 лет) обладает устойчивыми социально нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6—8 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.

Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—8 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Активно развивается монологическая речь. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.


PDFДополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования Шахматная азбука

Адрес: Россия, 624800, Сухой Лог ул. Белинского, д.24

Телефон: 8(34373) 4-33-75

Яндекс.Метрика